Новости

9 Декабря 2019

​Кооперация науки и бизнеса: как эффективно сотрудничать и растить кадры

Какими методами российские компании и университеты готовят научные кадры, которые будут востребованы в отрасли, и что предлагают изменить в этой системе
​Кооперация науки и бизнеса: как эффективно сотрудничать и растить кадры

Как университету подготовить профессиональных ученых, так необходимых для решения высокотехнологичных задач частного бизнеса? Могут ли специалисты вузов сотрудничать с частными компаниями и вести совместные разработки? Что мешает выстроить эту работу эффективно? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент портала «Будущее Росси. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, искал вместе с участниками сессии «Технологические решения под запросы компаний» форума «Глобальное технологическое лидерство», который проходил с 5 по 7 декабря в Сочи.

Растим кадры вместе

«Вуз нужен был для диплома, а учился я уже на работе» — сколько раз вы слышали эту фразу от своих знакомых, а, может быть, и сами ее произносили? Как нигде она актуальна в сфере научных разработок для частного сектора — у каждой компании свои, не похожие на другие задачи и потребности во внедрении высокотехнологичных решений, будь то добыча нефти, производство автомобилей или строительство домов.

В том, что подготовку специалистов для решения специализированных задач частного бизнеса университетам и коммерческим компаниям нужно вести совместно, сходятся практически все участники дискуссии. «Наша позиция основывается на том, что кадры должны быть выращены уже на этапе подготовки студентов, на этапе аспирантуры. Речь идет о переходе от подготовки инженеров-исследователей к подготовке инженеров-организаторов или, в российской терминологии, ответственных исполнителей и руководителей работ», — полагает начальник управления инновационной деятельности «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом» Николай Манцевич.

При этом, по его словам, важным моментом здесь является конкретная постановка задачи от индустрии, которая в данном случае выступает в качестве заказчика. Это поможет предметно выращивать специалистов, полагает Манцевич.

«Мы понимаем, что нужно готовить специалистов, ориентированных на разработку инновационных проектов. Практическое обучение студентов и молодых [научных] сотрудников будет весьма полезно для того, чтобы результаты научных исследований использовались в нашей экономике и внедрялись, а не просто оставались в отчетах», — резюмировал специалист Росатома.

С этой позицией согласился и заместитель директора центра компетенций НТИ МГУ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» Сергей Тростьянский.

«Можно построить систему. С чего нужно начать? Прежде всего, работать с молодежью — выращивать новых специалистов нужно со студенческой скамьи. Кажется, что это долго и безрезультатно, на самом деле это не так. Время летит достаточно быстро, студенты быстро приобретают новые навыки», — считает Тростьянский.

При этом Тростьянский отметил, что на третьем-четвертом курсе студенты обычно теряют интерес к университетским активностям и все больше интересуются деятельностью коммерческих организаций. «С этим можно жить, но лучше предлагать альтернативу. Это и сбор студенческих проектов, проведение акселераторов, хакатонов и так далее», — сказал он.

А вот Константин Беляков, советник при ректорате Томского государственного университета, считает, что важно обратить внимание на то, как выстроено взаимодействие с частным сектором у самих университетов. «Все студенты когда-то становятся работниками. И там, где выстроены взаимоотношения между вузами и промышленными предприятиями, и возможно, рождение тех компаний, на которые можно ставить, как на прорывные», — заметил Беляков.

Совместные проекты

«Для нас постоянный приток талантливой молодежи, борьба за них — один из элементов нашей HR-стратегии. Но в последнее время в компании растет понимание, что внутренние инновации достаточно высоки. И вузы мы уже рассматриваем не только как HR-элемент, но и как потенциальную площадку для взаимодействия, для разработки новых исследований, локализации и адаптации наших решений и совместной разработки решений специфических», — рассказывает Илья Кирюшкин, директор по стратегическим инициативам и инновациям компании Schneider Electric.

Schneider Electric — не единственная компания, которая сотрудничает с вузами.

Например, директор Института естественных и технических наук Сургутского государственного университета Юлия Петрова поделилась опытом успешного взаимодействия ее вуза с нефтегазовой компанией «Сургутнефтегаз».

По словам Петровой, компания сталкивается с проблемой снижения объемов добычи углеводородов из-за истощения месторождений с традиционными запасами, а также дефицита технологий добычи нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), а также из-за высокой стоимости бурения для добычи ТРИЗов.

«Компания „Сургутнефтегаз“ несет большие потери при использовании высокоингибированных буровых растворов (используется при бурении высоковязких глин, склонных к набуханию — прим. ред.) за счет дополнительных затрат на утилизацию и вывоз отходов бурения», — рассказала Петрова, добавив, что ученые университета работают, в том числе, над решением этих задач. «Взаимодействие с компанией „Сургутнефтегаз“ началось практически с даты основания университета — 1993 года. За это время университет накопил компетенции, интересные нефтегазовой компании. Это химия нефти, промысловая химия и геохимия», — сказала она.

В качестве примера Петрова привела совместную со специалистами компании разработку пресно-бурового раствора для бурения горизонтальных скважин. А в данный момент ведется работа по применению наночастиц и слоистых материалов для улучшения свойств таких растворов.

Есть нюансы

Успешно сотрудничает с университетскими лабораториями и сама госкорпорация «Росатом». В частности, компания организовала подготовку специалистов на площадке Российского химико-технологического университета им. Менделеева (РХТУ) под совместный долгосрочный проект.

При этом, по словам Манцевича, практику привлечения к преподаванию на курсе «топовых» преподавателей удачной можно назвать лишь отчасти.

«Мы думали, что вовлеченные люди, руководители проектов будут читать лекции. Да, они их читают, но это единичные случаи типа мастер-классов, потому что все-таки и времени нет и курс — штука непростая, студентов должны учить профессиональные преподаватели», — добавил Манцевич.

Вместе с тем на вопрос, могут ли ученые университетов решать исследовательские задачи для Росатома, либо же остаются только источником кадров, Манцевич ответил, что это «задача сложная». «Здесь нужно решать несколько задач: чтобы ученый не ограничивался получением денег за НИОКРовский отчет, чтобы он понимал потребности потенциального потребителя в разработке и чтобы этот потенциальный потребитель, по возможности, становился не потенциальным и участвовал в процессе. Кроме того, важна организационная часть самого университета — он должен быть современным», — сказал Манцевич.

Не мешайте молодым

Самым продуктивным способом взаимодействия университетов и компаний, по мнению Сергея Тростьянского, является некий баланс в сотрудничестве привлечением молодежи и опытных специалистов.

Именно из молодых специалистов вырастают молодые коллективы, способные быстро адаптироваться, работать в сжатые сроки и в тех условиях, которые ставят коммерческие заказчики. Как правило, это непросто.
Сергей Тростьянский, Заместитель директора ЦК НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных»

При этом он отметил, что недостаток опыта молодым коллективам не страшен, так как для разработки проектов часто привлекаются опытные специалисты и эксперты. «Но здесь также нужно понимать, что если мы просто поставим существующего опытного эксперта руководить молодежью, то, скорее всего, молодежь тоже будет склоняться в сторону пути получения грантового финансирования и не совсем работе с коммерческими заказчиками. Что с этим делать? Привлекать людей из индустрии», — отметил представитель НТИ.

А для этого, по словам Тростьянского, необходимо обеспечить привлекательные условия работы и конкурентную заработную плату.

«В итоге у нас получается некая „тройная“ связка. Во-первых — молодежь, без молодежи никак. Это молодые коллективы. Во-вторых — уже имеющиеся коллективы, которые обладают соответствующими научными компетенциями. И это какое-то количество людей, которые уже работали в отрасли, которые понимают, как работать с заказчиками и которые могут передать свои навыки», — пояснил Тростьянский. — На мой взгляд, это те элементы, без которых нормальную систему коммерциализации построить очень сложно».

Источник: futurerussia.gov.ru

Фотографии мероприятия